27 октября 2015 года в Бетховенском зале Большого театра состоится сольный концерт солистки оркестра Большого театра Софьи Беляевой (гобой) из цикла «Оркестр Большого театра в лицах».
В программе:
1 отделение
В. А. Моцарт. Квартет KV 470 F-dur для гобоя, скрипки, альта и виолончели.
В. А. Моцарт. Квартет KV 285 для флейты, скрипки, альта и виолончели в переложении для гобоя и струнных C-dur.
2 отделение
Б. Бриттен. Фантазия op. 2 для гобоя, скрипки, альта и виолончели.
И. С. Бах. Арии из кантат для сопрано с солирующим гобоем:
«Flößt, mein Heiland» из Рождественской оратории;
«Gott versorget» из кантаты BWV 187;
«Herr gehe nicht ins Gericht» из кантаты BWV 105.
Гобой – один из древнейших музыкальных инструментов, существующий во множестве разновидностей. Он был широко распространен во все времена, начиная с античности, но, пожалуй, наибольшую популярность имел в эпохи барокко и классицизма. Тембр гобоя наиболее эффектно раскрывается в ансамблях. Его характерное звучание выделяется как на фоне струнных инструментов, так и среди «собратов» по деревянной духовой группе. Ансамблям с участием этого инструмента и будет посвящен концерт в Бетховенском зале.
В музыке Иоганна Себастьяна Баха гобою отведено далеко не последнее место (гобоистом был один из братьев композитора, ставший придворным музыкантом шведского короля – ему посвящено «Каприччио на отъезд возлюбленного брата»). Автор нескольких концертов для гобоя с оркестром, он неоднократно использовал его (включая разновидности «hoboe da caccia» и «hoboe d’amour») в церковных и светских кантатах, мессах и пассионах. В концерте будут исполнены арии из кантат №187 и №105, сочиненных Бахом в Лейпциге во второй половине 1720-х гг., а также ария из «Рождественской оратории» (1734 г.) с необычным эффектом «эха» второго голоса в версии для сопрано, гобоя, струнных и клавесина.
Большая часть камерных ансамблей Моцарта, сочетающих звучание струнных и духовых, были сочинены во второй половине 1770 – начале 1780-х гг. В преддверии высшей композиторской зрелости, автор фортепианной сонаты ля минор, «Sinfonia concertante» и оперы «Идоменей» все больше жаждет вырваться на волю из провинциального Зальцбурга. Тем не менее, он с удовольствием отдает дань уличным серенадам и дивертисментам, в которых один или несколько духовых эффектно выделялись на фоне струнных. Большую роль сыграло и пребывание Моцарта в Мангейме (1777 г.), в прославленной капелле которого, наряду с выдающимися скрипачами и виолончелистами, были и виртуозы-исполнители на духовых инструментах.
В Мангейме был закончен первый камерный ансамбль Моцарта смешанного состава – Квартет для флейты и струнных (который прозвучит в авторском двухчастном варианте для гобоя, выполненном годом позже в Париже). Оригинальный квартет для гобоя и струнных был написан Моцартом уже накануне окончательного переселения в Вену; как и «Идоменей», он впервые прозвучал в Мюнхене в начале 1781 г. В трехчастной структуре квартета выделяется скорбное Adagio в трагической для Моцарта тональности ре минор, после которого еще более жизнерадостно звучит энергичное движение финального Rondo.
В эпоху романтизма гобой, как и другие духовые инструменты, был оттеснен на второй план почти абсолютным господством фортепиано и скрипки. Многочисленные композиторы ХХ века вновь обратились к его выразительному тембру.
«Фантазия-квартет» для гобоя и струнного трио – одно из первых сочинений классика английской музыки Бенджамина Бриттена, в ту пору девятнадцатилетнего студента Королевского музыкального колледжа в Лондоне. «Фантазия» была сочинена для ежегодного конкурса камерной музыки, учрежденного английским меценатом У. Кобеттом (в 1932 г. Бриттен уже удостоился его премии за одночастный струнный квинтет).
Новое сочинение Бриттена не получило призового места, однако его премьера в Лондоне (с участием выдающегося гобоиста Леона Гуссенса), как и исполнение на фестивале современной музыки во Флоренции, положили начало широкой известности Бриттена. Фантазия написана в свободной одночастной форме на основе «сонатного Allegro» (с интродукцией и медленным эпизодом в середине). Между тем, ее музыке присущ своеобразный бриттеновский «неоклассицизм», сочетающий звуковые и ритмические элементы барочного стиля с гармоническим языком ХХ века.
Соло гобоя прозвучит в исполнении солистки оркестра Большого театра Софьи Беляевой. В концерте также примут участие солистка Московской филармонии, мастер исполнения старинной музыки Ольга Гречко (сопрано), солисты-концертмейстеры оркестра Большого театра Михаил Ковальков (альт) и Петр Кондрашин (виолончель), заместитель концертмейстера Людмила Херсонская (скрипка) и лауреат всероссийских и международных конкурсов, концертмейстер Анна Гришина (клавесин).
Борис Мукосей
Добавить комментарий