В мае и июне 2014 года оркестровая общественность Москвы была крайне взбудоражена фактом выхода в свет книги Владимира Зисмана «Путеводитель по оркестру и его задворкам».
О книге рассказывали друг другу, пересылали цитаты и спрашивали, где купить. Купить, как правило, не удавалось, поскольку книгу расхватывали моментально. Где книгу взяли те, у кого она все-таки есть — загадка.
Для нас выход этой книги — событие вдвойне важное, поскольку автор, Владимир Зисман, не просто оркестровый музыкант, а представитель клана Двойной трости. В просторечии — рожкист.
Книга настоятельно рекомендуется к прочтению всем, кто ее еще не прочитал. Сейчас в Москве ее купить уже все-таки можно. Продвинутые пользователи сумеют заказать ее через интернет, а самые продвинутые догадаются проверить наличие книги в магазинах на сайте Дома книги и спокойно купить офф-лайн.
В качестве дополнительного материала для чтения рекомендуем ЖЖ Владимира Зисмана. Книгу один раз купил, два раза прочитал — и все. А в ЖЖ автор пишет регулярно и тоже очень интересно. Кстати, учитывая то, что «Путеводитель по оркестру» возник из постов автора в ЖЖ, и блог не закрыт, предполагаем, что у книги может появиться предложение. «Оркестр наносит ответный удар» например…
Предлагаем вашему вниманию короткий отрывок из книги «Путеводитель по оркестру и его задворкам», , которую написал Владимир Зисман, посвященный очень интимной стороне жизни автора, а также, фактически, тому, чему, собственно, и посвящен наш сайт.
Трость
Представьте себе, что скрипачу каждую неделю надо вытачивать новую скрипку, а то старая перестает звучать. Просто нехорошо делается. Это не совсем технологически корректная аналогия, но эмоционально, акустически и практически в первом приближении ее можно принять.
Трость – это именно то, что запихивается в рот при желании или потребности что-нибудь сыграть. Гобойная или рожковая трость – самый мерзкий и отвратительный пережиток мрачного Средневековья и тогдашних человеконенавистнических технологий.
Берется камыш. Ну что значит «берется»… Покупается. Выписывается из Франции. И после огромного количества промежуточных технологических процедур, практически не изменившихся с ХVII века, и отбраковки неудачных эклемпляров вы получаете то, чего вам хватит на неделю.
Для того чтобы нормальная готовая трость играла, она должна быть влажной. Поэтому перед игрой ее ненадолго ставят в баночку с водой. А что делает камыш в воде? Что?! Растет? Дохлый камыш в воде гниет. А гнилой камыш не играет. Сухой тоже. Поэтому его надо все время облизывать. Отсюда и фраза, что «высшая степень подхалимажа – это когда второй гобоист облизывает трость первому».
И вот, когда есть хорошая трость и абсолютно исправный инструмент, каждый дурак может на нем сыграть. Если у него есть голова на плечах. Чтобы ею дуть.
При таком раскладе остановить гобоиста посреди фразы могут только две вещи: выстрел в голову или крошка, случайно попавшая в трость.
О чем думает рожкист во время соло
В произведениях нормальных композиторов, а таких среди классиков большинство, рожок не используется в качестве шумового инструмента и задействован только тогда, когда это действительно необходимо. Что означает, что рожкист довольно много времени примитивно и вульгарно бездельничает.
Технический прогресс в виде электронной книги и Интернета позволяет как-то скоротать время на репетиции или записи. Но вот когда исполняешь соло, время идет совершенно по-другому. В фоном режиме происходят наработанные годами процессы, которые принято называть музыкальностью. А на сознательном уровне идет миллисекундный просчет ситуации. Примерно так.
За минуту до начала – нет ли воды под клапанами.Секунд за десять – все ли клапана работают в штатном режиме.
За восемь – еще раз лизнуть трость и проверить, хорошо ли она держится на эсе.
За пару тактов, если возможно, тихонько издать пару звуков, незаметно для окружающих.
За полтакта взять дыхание и за мгновение – начать его выпускать, тогда начало звука получается мягче.
Не зажимать первую ноту, сыграть ее чуть погромче – потом приберу, вторую и третью держать на одном уровне, нет, третью чуть прибрать, но не завалить, третья должна возникнуть сразу после последней ноты в триоли виолончели. Следующий «ре-бемоль» чуть пониже, чем хочется, и потише: он сам вылезет – первая доля, следующие восьмушки – каждую мягко нажимая и отпуская, последующую чуть громче предыдущей, «фа» активней, потому что она тембрально провалится (из-за особенностей конструкции), «ре-бемоль» минимально, но чтобы следующее «до» могло быть еще тише и не пропало, при этом дать ему дозвучать..
Это грубая стенограмма мыслей в первых полутора тактах соло рожка в «Риголетто». Не считая проблем синхронизации с певцом, виолончелистом и дирижером.
После соло вытягиваем ноги, ставим рожок на подставку, зеваем, закрываем глаза, уходим в спящий режим.
Natalia Sorokina в Facebook говорит
Книга прекрасная. Читаю с удовольствием наперегонки с мужем. Если кому нужно, я купила в маг. «Москва» на Тверской.
Двойная трость в Facebook говорит
Наталия, спасибо Вам за подсказку! ;))
Ринат говорит
Книга действительно забавная. Думаю, любой музыкант, прочтет ее с интересом, и не раз рассмеется в процессе чтения. А вот покупать ее лучше в интернете. Дешевле…